тв портрет

10 ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Выход через сувенирную лавку / Exit Through the Gift Shop (2010)

Фильм, признанный лучшим среди одиннадцати образцов нехудожественного кино об искусстве от компании Netflix. При выходе он заинтриговал всех была надежда увидеть лицо загадочного граффитиста Бэнкси. Инкогнито сохраняется, но зато вся неуловимая инфраструктура людей, рисующих на стенах по ночам, от мер безопасности до процесса выбора фирменного образа, даётся в серии приключенческих баек от, казалось бы, недалекого владельца секонд-хенда. Ему удалось подружиться со стрит-артистами на двух континентах, так что драйв у фильма трансатлантический. Дерзость творческого жеста так смачно сквозит из каждой секунды кинокадра, что фильм ещё долго не устареет.

Ева Гессе / Eva Hesse (2016)

Ева Гессе автор скульптурных инсталляций, открывшая в середине 1960-х художественные ценности новых промышленных материалов (стекловолокно, латекс). Биография Гессе канва для раскрытия того, как исторические сломы середины ХХ века повлияли на революцию в искусстве модернизма: фашистская Германия стала и точкой внутренних страхов художницы, чья семья успела эмигрировать в США на последнем корабле, и неожиданным импульсом для творческого самоопределения. Но главное сокровище этого фильма история любви и дружбы героини с другим даже более знаменитым героем искусства ХХ века Солом Левиттом. Сол ошарашивает, ещё раз напоминая, что творчество художника редкая производная его характера.

Брюс Науман: заставь меня думать / Bruce Nauman Make Me Think (1997)

Создатель масштабных видеоинсталляций Брюс Науман прославился тем, что совместил во второй половине 1960-х телесный опыт перформативных практик с освоением новых технологий портативной камеры и видеомонтажа. Науман не любил фотографироваться и давать интервью, потому снимать о нём фильм было очень непросто. И тем значительнее кино, получившееся у режиссера Хайнца Шверфеля: оно не только рассказывает об истоках творчества Наумана с помощью интервью с самыми крупными специалистами, но режиссерскими приёмами подчёркивает характер художника и его методы. Например, типовая говорящая голова эксперта оказывается мультиплицирована на ТВ-экране.

Бурден / Burden (2016)

Самый известный фильм о перформансе В присутствии художника (2012) посвящен перформанс-диве Марине Абрамович. Он, по сути, раскрывает, как радикальная при своем появлении форма искусства стала масштабируемым брендом. Крис Бурден, хотя и уступает Абрамович в медийной раскрученности, создавал перформансы не менее жесткие и рискованные (то просил приятеля выстрелить в себя, то голодал без смены положения тела три дня). А виражи карьеры Бурдена гораздо круче: окончив архитектурный институт, он быстро понял, что архитектура профессия старых, а перед художником открыт весь мир, и принялся экспериментировать. Так что этот фильм американские горки для ценителей искусства.

Современное искусство: Великий мыльный пузырь / The Great Contemporary Art Bubble (2009)

Типично английское ёрничанье о том, как успехи арт-рынка начала 2000-х запудрили мозги просвещенной общественности. Апогеем этой циничной политики режиссёр считает скандально известный аукцион Дэмиена Херста 15 сентября 2008 года. Торги художник организовал сам и они принесли ему баснословные деньги, что было расценено режиссером Льюисом как заговор. Льюис путешествует на маленьком авто, расписанном успешным дизайнером-художником Тобиасом Ребергером и ищет виноватых в заговоре, общаясь с галеристами, художниками, критиками. Режиссер в своём поиске правды опирается на старомодные вечные ценности, потому разоблачительный пафос его киноистории максимально близок широкому зрителю.

Павленский. Голая жизнь (2016)

Самый свежий фильм в списке. Режиссер выбирает нейтралитет и даёт слово художнику, признавая тем самым, что пока творчество Павленского принадлежит исключительно настоящему. А раз делать выводы преждевременно, то стоит трепетно наблюдать и ловко схватывать дух времени. Потому Хреновой не раз несказанно везло на счастливые случайности: и престарелые демонстранты-коммунисты на Красной площади вдруг вспоминают стратегии поджигателя, и сотрудники правоохранительных органов Ростова оказываются щедры на броские комментарии. Так что, даже если творчество Павленского не ваш тип художественного высказывания, этот фильм не оставит вас равнодушным.

Выступление и наказание (2015)

Режиссеры Александр Шейн и Евгений Митта с 2008 года ведут киносерию Антология современного искусства. Со своими героями, как правило, они давно знакомы, но при этом обладают чутьём и усидчивостью историков, так что их повествование всегда сбалансировано и обстоятельно. Подкупающе честный и ироничный комментарий Олега Кулика к его перформансам середины 1990-х; упоительная гипотеза о том, что падение железного занавеса стало возможным благодаря отрезвляющей деятельности андеграунда; аналитический взгляд на арт-группу Пусси райт, ставшую поп-символом путинской России, все эти фильмы дарят чувство удивительного и захватывающего настоящего, в котором нам повезло жить.

Черно-белый плюс серый: портрет Сэма Вагстаффа и Роберта Мэпплторпа / Black White + Gray: A Portrait of Sam Wagstaff and Robert Mapplethorpe (2007)

Главные герои истории искусства художники. Но зачастую их карьеры не состоялись бы без поддержки коллекционера, галериста или куратора. Историю взаимоотношений куратора Сэма Вагстаффа и скандально известного фотографа критики New York Times прозвалипринц и панк: суперобеспеченный Вагстафф известный музейный куратор, и живущий в нищете автор самопальных украшений познакомились в начале 1970-х. Это рассказ не только о союзе двух красивых мужчин, но история преданного увлечения медиа: Вагстафф начал собирать фотографию в 1973 году, когда рынок на этот вид искусства только формировался и живопись светом рьяно отстаивала свое право на место в музее.

Художник Герхард Рихтер / Gerhard Richter Painting (2011)

Самый медитативный фильм в списке и ещё одно творение компании Netflix. Герхард Рихтер не только один из ключевых живописцев второй половины ХХ века, но и самый продаваемый. Этот фильм фокусируется на поздних абстракциях автора, приглашая зрителя в мастерскую художника. Фильм стал событием не только потому, что творческий процесс снят в мельчайших подробностях, но и потому, что обычно Рихтер затворник. Постижение художественного метода происходит под великолепный саундтрек, половина которого написана специально для фильма. Особенно актуален просмотр фильма сейчас, когда в Москве есть уникальная возможность увидеть подобные произведения на выставке в Еврейском музее.

Источник:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *